Алфавитный указатель симптомов:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
Й
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
О
|
П
|
Р
|
С
|
Т
|
У
|
Ф
|
Х
|
Ц
|
Ч
|
Ш
|
Э
|
Ю
|
Я
Заикание
Общие сведения
Заикание – это один из дефектов речи, при котором человек запинается при разговоре. Больной заиканием несколько раз произносит один и тот же слог, что, безусловно, создает определенные сложности в общении. При волнении выраженность заикания, как правило, усиливается.
Причины возникновения
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие ("почву") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
Предрасполагающие факторы ("почва"):
- Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
- Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
- Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
- Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Неблагоприятные условия:
- Физическая ослабленность детей.
- Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
- Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
- Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
- Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
- Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.