Алфавитный указатель симптомов:    А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  Й  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Нарушение слуха у детей

Общие сведения

Нарушение слуха это очень часто встречающаяся проблема. В мире более 500 миллионов страдающих от нарушения слуха. И это число постоянно растет, поскольку экология продолжает ухудшаться, шумовое загрязнение окружающей среды увеличивается, а люди в большинстве своем по-прежнему беспечно относятся к собственному здоровью. Нарушение слуха у детей это проблема медицинская, психологическая и социальная.

Нарушение слуха у детей

Нарушения слуха у детей встречаются чаще, чем это может казаться. В той или иной степени ими страдают около 15 из 1000 новорожденных. В 0,5% случаев это глухота и тяжелые поражения слуха, граничащие с глухотой. Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста.

К категории детей с нарушением слуха относятся только дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно. Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.

При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это могут быть следующие заболевания:

  • воспаление среднего уха (отит);

  • образование серных пробок;

  • аномальное строение наружного и среднего уха;

  • инородные тела в ухе.

Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах.

Причинами стойких необратимых нарушений слуха являются:

  • наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;

  • вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. беременности;

  • применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте;

  • родовая травма, асфиксия новорожденного;

  • недоношенность ребенка;

  • детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа);

  • острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка;

  • черепно-мозговые травмы ребенка.

Лечение нарушения слуха

При нарушении слуха у ребенка следует обращаться к детскому ЛОРу или к педиатру. Лечение нарушения слуха осуществляется с помощью следующих методов:

  • назначения лекарственных препаратов;

  • использования определённых методов сурдологического и логопедического характера;

  • постоянных упражнений слухового и речевого развития;

  • применение аппаратов слухопротезирования;

  • использование рекомендаций психоневролога для стабилизации психики и эмоциональной сферы ребёнка.

Логопедическая работа при нарушении слуха имеет большое значение, поскольку у слабослышащих детей наблюдаются нарушения речи, связанные с произношением. Врачи-логопеды организовывают занятия таким образом, чтобы улучшить артикуляцию ребёнка и добиться естественного произнесения слов и фраз. При этом используются различные логопедические методики общего характера и выбранные специально, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Слабослышащему ребёнку важно иметь с родителями непосредственный речевой контакт, а также совместную деятельность. Громкость речевых сигналов при общении должна быть достаточной, чтобы обеспечить понимание речи ребёнком.

Важны постоянные и интенсивные слуховые тренировки, которые положены в основу реабилитационного процесса. Необходимо отметить, что слабослышащий ребёнок должен иметь возможность общения не только со своими родителями, но и другими нормально слышащими и нормально говорящими людьми.