Алфавитный указатель симптомов:    А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  Й  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Нарушение когнитивное

Общие сведения

Когнитивные функции включают в себя функции памяти, внимания, пространственной ориентации. Также отвечает за речь и сообразительность, ориентацию во времени, способности к усвоению двигательных навыков. Иногда когнитивные способности могут нарушиться. Но не стоит придавать значения единичным случаям забывания информации или дезориентации. Человеческое тело не машина и иногда дает сбои. Беспокоиться стоит, если забывчивость стала частой и обращает на себя внимание окружающих. В этом случае следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии соответствующего лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до проявления деменции (слабоумия).

Проверка когнитивных функций

Неврологи проверяют нарушения когнитивной функции при помощи специальных методик. Одной из них является нейропсихологическое тестирование, как метод объективизации нарушений памяти. Также специалисты проводят специальные нейропсихологические тесты. Тестирование помагает подробно выявить какие именно нарушения существуют в памяти. Тесты представляют собой специальные упражнения на запоминание и воспроизведение слов или рисунков, узнавание изображений, выполнение определенных двигательных программ, решение задач, пробы на сосредоточенность и концентрацию внимания. Такое исследование позволяет точно определить, в каком состоянии находятся когнитивные функции и имеются ли нарушения. Кроме того, данное исследование поможет подобрать максимально эффективное лечение.

Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции и нарушений памяти. Одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике, является Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating). В ней 2 соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 7 - деменции (согласно МКБ-10). Остальные шкалы:

  • 1 (нет бъективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций);

  • 2 (мягкие расстройства, жалобы пациента на снижение памяти);

  • 3 (негрубая, но клинически очерченная симптоматика);

  • 4 (умеренные нарушения памяти, очевидная симптоматика);

  • 5 (умеренно тяжелые нарушения памяти: утрата независимости);

  • 6 (тяжелые нарушения памяти);

  • 7 (очень тяжелые нарушения памяти, обычно отсутствует речь).

Причины когнитивных нарушений

Когнитивные нарушения:

  • органические;

  • функциональные.

Функциональные когнитивные нарушения развиваются при отсутствии непосредственного поражения вещества головного мозга. Причинами таких расстройств могут быть:

  • переутомление и стрессы;

  • перенагрузка организма;

  • отрицательные эмоции.

Функциональные когнитивные нарушения могут развиваться в любом возрасте. В целом они не слишком опасны и всегда проходят. Однако в некоторых случаях функциональных нарушений может потребоваться медикаментозное лечение.

Органические когнитивные нарушения возникают при повреждениях вещества головного мозга болезнями. Органические когнитивные нарушения чаще встречаются у пожилых людей, имеют устойчивый характер. Правильное лечение позволяет добиться улучшения и препятствует дальнейшему нарастанию нарушений.

Причинами органических когнитивных расстройств являются:

  • Недостаточное кровоснабжение головного мозга. Заболевание проявляется при гипертонической болезни, сердечно-сосудистых патологиях, инсультах. Важно своевременно диагностировать и лечить эти болезни, чтобы не допустить развития осложнений. Особое внимание следует обратить на поддержание нормального уровня сахара и холестерина.

  • Возрастное уменьшение массы головного мозга (атрофия). При возрастной атрофии головного мозга развиваются выраженные нарушения когнитивных функций. Это патологическое состояние получило название болезнь Альцгеймера и является прогрессирующим заболеванием. Современные методы лечения позволяют добиться улучшения и длительной стабилизации симптомов.

Причинами также могут быть следующие заболевания:

  • сердечно-сосудистая недостаточность;

  • болезни внутренних органов и обмена веществ;

  • злоупотребление алкоголем и другие отравления.

Симптоматика когнитивных нарушений

Симптомы легких (шкала 1-4) когнитивных нарушений:

  • забывание имен и фактов;

  • невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место;

  • пациент не запоминает имена людей, с которыми знакомиться;

  • забывчив в быту;

  • состояние легкой тревожности;

  • нарушена память о некоторых событиях в жизни;

  • нарушен серийный счет;

  • нарушена способность находить дорогу.

Симптомы тяжелых (шкала 5-7) когнитивных нарушений:

Не всегда возможно вспоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни;

  • амнезия на большинство событий жизни;

  • дезориентация во времени;

  • трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10.

  • большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу.

  • часто нарушается цикл "сон-бодрствование".

  • почти всегда сохранно припоминание собственного имени.

  • обычно сохранно узнавание знакомых людей.

  • изменяется личность и эмоциональное состояние.

Также у пациента может наблюдаться бред и галлюцинации. Например, появляются идеи о том, что супругу подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале. В поведении присутствует тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия;

При очень тяжелых нарушениях памяти отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг утрачивает способность руководить телом.

Для пациентов с ухудшением памяти применяется психолого-педагогическое лечение. Врач-психиатр помогает и заново учит больного запоминать, при этом в процесс участвуют только здоровые зоны головного мозга. К примеру, если пациент не может запомнить произнесенные вслух фразы, то, если он мысленно представит этот образ. Это очень трудоемкий процесс, работа над собой, которая подразумевает не только запоминание с помощью других возможностей, но и доведение этого приема до автоматизма, когда пациент уже не будет задумываться, как ему это сделать.